Профессор КГТУ приняла участие в семинаре Минобрнауки по актуализации ФГОС | Калининградский государственный технический университет
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Профессор КГТУ приняла участие в семинаре Минобрнауки по актуализации ФГОС

Профессор КГТУ приняла участие в семинаре Минобрнауки по актуализации ФГОС

06.03.2017

Профессор КГТУ приняла участие в семинаре Минобрнауки по актуализации ФГОС

     3-4 марта в Санкт–Петербурге Департамент государственной политики в сфере высшего образования (ГПСВО) Минобрнауки России провел на базе Учебного центра подготовки руководителей НИУ Высшей Школы экономики совещание-семинар на тему: «Актуализация Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и разработка примерных основных образовательных программ (ПООП) по направлениям подготовки (специальностям) высшего образования». В семинаре приняли участие директор названного Департамента А.Б. Соболев, его заместитель С.А. Пилипенко, эксперты, члены Координационного совета (КС) и председатели ФУМО по укрупнённым группам специальностей/направлений (УГСН), разработчики ФГОС и ПООП. От ФУМО по УГСН 19.00.00 «Промышленная экология и биотехнологии» участвовала председатель отделения «Пищевые технология и биотехнология» данного ФУМО, зав. кафедрой пищевой биотехнологии, д.т.н., профессор О.Я. Мезенова.

     Основными задачами семинара являлись согласование рамочного макета ПООП, учитывающего специфику областей образования, а также определение принципов формирования базовой части элементов ПООП.

     Открывая семинар, С.А. Пилипенко отметил, что запланированная разработка актуализированных (или профессионально-ориентированных) ФГОС ВО 3++ по областям образования, к сожалению, еще не завершена. На сегодня из 490 стандартов в Минобрнауке находятся 431, причем прошли согласование с Советами по профессиональным квалификациям (СПК) только 201, а на общественное обсуждение представлено всего 73 стандарта. Причина – недопонимание основных принципов формирования ФГОС. Проблемой является отсутствие профстандартов по многим сферам деятельности, в связи с которыми должна быть отражена профессиональная ориентация актуализируемых ФГОС. Регламентирование профессиональных компетенций, исходя только из профессионального опыта, в областях, где нет профстандартов, затруднено из-за их многообразия, разного толкования ФУМО и отсутствия четких методических рекомендаций Минобрнауки России. Разработчики актуализированных ФГОС и ПООП несут особую ответственность за качество образования, поскольку эти два документа представляют собой единый комплект нормативно-рекомендательного обеспечения вузам по разработке и реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Актуализированные ФГОС ВО должны вступить в силу с 1 сентября 2018 года и применяться для обучающихся с нового приема.

     «Дорожная карта» актуализации ФГОС 3++, представленная Департаментом ГПСВО, выглядит на сегодня следующим образом: 1 – общественное обсуждение, независимая экспертиза (февраль-март 2017 г.); 2 – совет по ФГОС (апрель 2017 г.); 3 – получение заключения из Роспотребнадзора, согласование с Правовым департаментом, утверждение Минобрнауки России (май 2017 г.); направление на регистрацию в Минюст России (к 1 июня 2017 г.). В связи с этим разработать ПООП всем ФУМО с учетом всех согласований необходимо к 1 октября 2017 г.

     Семинар проводился в форме чередования работы в группах, модераторами в которых были опытные эксперты Департамента ГПСВО, и общего обсуждения результатов их работы. В группах дискутировался новый рамочный макет ПООП, представленный данным Департаментом на базе нового варианта макета ФГОС 3++. Группы менялись, формировались по различным принципам, но главным в конце семинара был принцип по «областям образования». О.Я. Мезенова работала в нескольких группах, но основная часть пришлась на группу «инженерное дело», которая считалась ключевой среди других («гуманитариев», «экономистов», «юристов», «педагогов» и др.) и работала под руководством П.И. Романова, директора научно-методического центра координационного совета ФУМО по образованию «Инженерное дело, технологии и технические науки». В данной группе разрабатывается основное количество образовательных стандартов России ФГОС 3++ и примерных основных образовательных программ (216 из 490).

     Вопросов для обсуждения было много, поскольку ПООП – это один из основных документов для разработки вузами и аккредитации их образовательной деятельности. Разработка ПООП регламентируется Федеральным законом ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации». Несмотря на почти двухлетнюю работу во всех ФУМО, в Минобрнауке России до сих пор нет ни одной качественной ПООП, которую сегодня можно было бы рекомендовать, как «лучшая практика» для всех УГСН, уровней и направлений (специальностей). Основной вопрос, который решали участники семинара, – совершенствование предложенного варианта макета ПООП. При этом необходимо было обсудить: возможно ли сделать макет ПООП, единый для уровня образования или для УГСН, направления подготовки (специальности) или должна быть отражена специфика для типа? Подходит ли предложенная структура и содержание макета ко всем типам ПООП? Как и в какой форме должны отражаться особенности в содержании раздела? Каким образом в ПООП будут выделяться базовая и вариативная части? Особые дискуссии развернулись по формулированию «индикаторов» компетенций (УК, ОПК, ПК), которые во ФГОС 3++ вводятся впервые и необходимость которых оговаривается ФЗ-273. Были подвергнуты критике предложенные формулировки индикаторов универсальных компетенций (УК), единых для всех УГСН. В настоящее время не существует процедуры их оценки, а это может стать причиной конфликтов при проверке образовательной организации Рособрнадзором.

     В результате активного двухдневного обсуждения участниками семинара были выработаны предложения по совершенствованию структуры и содержания ПООП. Подводя итоги, директор Департамента ГПСВО А.Б. Соболев поблагодарил всех участников и отметил, что в новом варианте макета ПООП будет прописана гораздо большая «свобода» ФУМО: многие позиции будут формироваться по усмотрению ФУМО, в том числе с выбором или предложением своих вариантов. Важно, что не все элементы базовой части могут быть представленными в ПООП, при необходимости будет возможно внести дополнительные пункты в примерную программу (например, от области образования). В результате были одобрены варианты отражения обязательной (базовой) части в ПООП, ранее четко не прописанные, упрощен формат представления результатов освоения образовательной программы, предложены варианты представления профилей (специализаций).

     В заключении А.Б. Соболев отметил, что ПООП будут утверждаться Министром образования России, при этом в ближайшее время Департаментом ГПСВО будут представлены усовершенствованные Методические рекомендации по разработке ПООП с учетом решений семинара, в которых будет регламентирован порядок утверждения ПООП.

     Для нашего университета, в котором разработкой актуализированных ФГОС 3++ и ПООП по 9 направлениям ВО занимается Центр по обеспечению деятельности отделения пищевых технологий и биотехнологии ФУМО по УГСН 19.00.00 «Промышленные экология и биотехнология», а также научно-методический совет (НМС) по рыбному хозяйству в составе ФУМО по УГСН 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», участие в данном семинаре и его итоги являются актуальными, важными и своевременными.

Возврат к списку