История кафедры энергетики | Калининградский государственный технический университет
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

История кафедры энергетики

В 2021 году приказом ректора на базе двух кафедр «Электрооборудования судов и электроэнергетики» и «Судовые энергетические установки и теплоэнергетика» бала создана кафедра энергетики в составе институт морских технологий, энергетики и строительства. Приводим истории кафедр «Электрооборудование судов и электроэнергетика» и «Судовые энергетические установки и теплоэнергетика».

1. История кафедры электрооборудования судов и электроэнергетики

Кафедра создана в 1959 г., с момента перевода Мосрыбвтуза в г. Калининград, в Калининградском техническом институте рыбной промышленности и хозяйства как общетехническая кафедра общей электротехники. Первым заведующим кафедрой (1959-1967 гг.) был доцент, канд. техн. наук Симон Аронович Кремер, работавший до этого главным электриком Уралмашзавода, заведующим кафедрой электротехники Архангельского лесотехнического института. В этот период проходило становление кафедры, комплектование ее преподавательскими кадрами, создание материальной базы. Являясь общетехнической, кафедра осуществляла электротехническую подготовку студентов по большинству специальностей института. На кафедре проводились научные исследования в области электропривода и электрооборудования сварочных работ.

В 1967 г. кафедру возглавил доцент Евгений Иванович Сурин. За время его работы (1967-1978 гг.) проходило дальнейшее укрепление кафедры за счет направления выпускников института в целевую аспирантуру ленинградских вузов, а также приглашения на преподавательскую работу кандидатов технических наук, ведущих специалистов из промышленности. Кафедра начинает вести специальные электротехнические дисциплины. Изменилась и тематика научных работ. С ВНИИ Электротранспорта были заключены договора по исследованию режимов работы электроприводов, расходов электроэнергии и выбору типа и энергоемкости батарей средств электрифицированного напольного транспорта.

С 1978 по 1983 гг. кафедрой руководил доцент, канд. техн. наук Лемарк Александрович Чередниченко. В этот период основное внимание уделялось совершенствованию методической работы.

В период 1983-1995 гг., когда заведующим кафедрой был назначен доцент, канд. техн. наук Владимир Владимирович Титов, кафедра приобретает статус выпускающей и с 1983 г. начинает вести подготовку инженеров по специальности 240600 "Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов" и с 1991 г. инженеров по специальности 100100 "Электрические станции" для ОАО "Янтарьэнерго" и строящегося предприятия ТЭЦ-2. В это время происходит создание совершенно новых 7 лабораторий. Совершенствование материальной базы сопровождалось разработкой учебно-методических комплектов по всем дисциплинам кафедры. Большое внимание на кафедре уделялось выполнению хоздоговорных и госбюджетных научно-исследовательских работ. Их тематика и направленность полностью соответствовала запросам рыбной отрасли Калининградской области. Ведущие преподаватели кафедры, такие, как Богомолов Валерий Сергеевич; Белей Валерий Феодосиевич, Благинин Владимир Анатольевич, Шабалин Леонид Дмитриевич, возглавили научные исследования в области электроэнергетики. Научные достижения кафедры отражались в сборнике научных статей кафедры «Электрооборудование судов и электроэнергетика», редактором которого был автор многих учебников, учебных пособий и монографий, доктор технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Богомолов Валерий Сергеевич.

С 1995 г. кафедрой электрооборудования судов и электроэнергетики руководит доктор технических наук, профессор, заслуженный работник рыбного хозяйства РФ Белей Валерий Феодосиевич. При нем продолжилась работа по совершенствованию лабораторной базы. В 1998 году была открыта аспирантура по научной специальности 05.09.03 «Электротехнические комплексы и системы», в рамках которой были подготовлены и успешно защищены одна докторская и шесть кандидатские диссертации. Создано Балтийское отделение Академии электротехнических наук РФ. Налажены тесные связи с зарубежными и российскими вузами. В этот период кафедра также начала вести работы в области ветроэнергетики и энергосбережения.

За весь период работы профессорско-преподавательским составом кафедры подготовлено более тысячи специалистов по специальностям «Электрические станции» и «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики».

С 2005 года началась подготовка студентов по очно-заочной форме обучения.

Преподавателями кафедры опубликовано более семисот научных трудов, издано 11 монографий, подготовлено более 24 учебников и учебных пособий. Доктора технических наук, профессора Белей В.Ф и Гнатюк В.И. ежегодно читают лекции перед студентами российских и зарубежных вузов.

Студенты активно привлекаются к научной работе, ежегодно участвуют в конкурсах и конференциях. Лучшие студенты электротехнического профиля ежегодно проходят обучение в высших школах ФРГ. Выпускные квалификационные работы наших студентов ежегодно отмечаются в числе лучших и занимают призовые места на Всероссийских конкурсах.

2. История кафедры «Судовые энергетические установки и теплоэнергетика»

Подготовка инженеров-судомехаников в Московском техническом институте рыбной промышленности и хозяйства берет свое начало с 1939-1940 учебного года, когда приказом от 11 июля 1939 года в институте была открыта специальность «Судовые механизмы и установки». Организация обучения по этой специальности была возложена на декана механического факультета кандидата технических наук, профессора А.П. Ермакова, который одновременно возглавлял кафедру «Судостроение и судоремонт».

Кафедра «Судовые силовые установки» была образована уже в 1944 году после создания в структуре института судостроительного факультета, с назначением приказом от 15 февраля 1945 г. исполняющим обязанности заведующего кафедрой к.т.н., доцента С.Ф. Фролова. В последующем кафедру возглавляли к.т.н., доцент И.Е. Сметанюк (1949-1951) и видный специалист в области дизелестроения, до этого работавший главным инженером Коломенского машиностроительного завода, д.т.н., профессор С.В. Пугавко (1951-1955). В (1955-1956) годах путем объединения создается кафедра «Судовые силовые установки и промышленная теплотехника», которую возглавил к.т.н., доцент Г.С. Рожанский.

В 1958-1959 гг. кафедра и института были перебазированы в Калининград, где кафедра, вновь получившая наименование «Судовые силовые установки» пережила свое второе рождение. Первым заведующим кафедрой был к.т.н., доц. Иосиф Вениаминович Котляр. Уже в 1959 году был осуществлен первый выпуск группы студентов заочного обучения и трех студентов гр. 54-СМ.

В 1962 году начала создаваться учебная и научно-исследовательская «Лаборатория двигателей внутреннего сгорания». В ее создании под руководством доцента И.В. Котляра принимали участие молодые доценты Л.П. Коршунов и В.В. Щагин, а также выпускник аспирантуры Ленинградского кораблестроительного института В. Г. Кузькин и молодые инженеры Б.И. Селянский, Ю.Ф. Андреев, В.Н. Шамара. На базе этой лаборатории позже, в 70-80-е годы, под руководством доцента Г.Я. Лукина создавались образцы высокоэффективных адиабатных опреснительных установок для судов промыслового флота.

Научно-исследовательская работа кафедры создала предпосылки для успешного воспроизводства кадров высшей квалификации через открытую уже в 1959 г. аспирантуру. Ее выпускниками и соискателями кафедры защищено более 40 кандидатских диссертаций, в том числе 17 из них под руководством В.В. Щагина.

В 1967 г. кафедра была разделена на две. Первую кафедру – «Силовые установки промысловых судов» (СУПС) возглавил доцент Л.П. Коршунов, вторую – «Судовые турбины, котлы и общая теплотехника» (СТК и ОТ) – доцент Г.Я. Лукин. В 1979 г. к руководству этими кафедрами пришли, соответственно, доцент В.Г. Кузькин, позже получивший ученое звание профессора и доцент В.В. Селин.

В 1987 году кафедры были вновь объединены в одну кафедру «Судовые энергетические установки» (СЭУ) под руководством доц. В.Г. Кузькина.

В начале 90-х условия изолированности региона от основных областей России привели к необходимости подготовки инженеров-теплоэнергетиков для Калининградской энергосистемы в нашем институте. В конце 1990г. эта работа была поручена кафедре СЭУ и уже в 1993г. наряду с судомеханиками состоялся первый выпуск инженеров-теплоэнергетиков.

В 1995 г. кафедра СЭУ была преобразована в кафедру «Судовые энергетические установки и теплоэнергетика» (СЭУ и ТЭ) под руководством профессора В.Г. Кузькина. В том же году кафедра вошла в состав факультета судостроения и энергетики (ФСЭ), деканом которого был избран доцент кафедры СЭУ и ТЭ Виктор Васильевич Селин. Он руководил факультетом более 10 лет. С 2000 г. кафедру возглавлял к.т.н., доцент Анатолий Владимирович Моторный, а с 2004 г. по 2009 г. – к.т.н., доцент Валерий Петрович Канталинский. В 2009 г. на должность зав. кафедрой был избран к.т.н., доцент Александр Артемович Минько. С 2013 г. сначала исполняющим обязанности, а потом и заведующим кафедрой стал к.т.н., доцент Александр Георгиевич Филонов.